Яндекс.Метрика

Датчик холостого хода. Конструкция, назначение, чистка и замена



О датчике холостого хода, он же регулятор холостого хода (рхх) обычно вспоминают, если слышно «троение» мотора, запущенного в работу, не удаётся набрать повышенные холостые обороты, двигатель глохнет в момент переключения в «механике» другой передачи. В автомобилях семейства «Самара» (в машинах ВАЗ-2115) – это довольно часто встречающийся вид мелкой неисправности, которая устраняется собственными силами.

Оперативно диагностировать поломку не удастся, так как выведенной лампочки от регулятора (иначе говоря – датчика) холостого хода на приборной доске нет. Вот и приходится открывать капот и заниматься поиском конкретной неисправности.

датчик холостого хода

датчик холостого хода

Функционал, конструкция и назначение датчика холостого хода

РХХ является элементом системы, которая регулирует работу коленвала в соответствии с объёмом поступающего воздуха для получения топливно-воздушной смеси требуемой концентрацией. Роль датчика – автоматическое регулирование параметров в режиме холостого хода.

Каждый производитель определяет конкретное значение по температуре прогрева мотора в машине. Пока происходит разогрев, регулятор постепенно увеличивает обороты хода. Когда уже оптимальная для мотора температура достигнута, контроллер поддерживает нужное значение оборотов коленчатого вала.

Регулятор холостого хода представляет собой небольшой клапан с запорной иглой. Он устанавливается в автомобилях с инжекторными двигателями с целью регулирования частоты вращения коленвала мотора. За перемещение иглы отвечает шаговый мотор, который встроен в регулятор.

Использование запчасти со стальным наконечником увеличивает срок её использования и даёт возможность работать с ГБО.

В случае, если заслонка дросселя закрыта, а контроллер решает, что надо увеличить обороты холостого хода, РХХ приоткрывает частично или же полностью впускное отверстие, в результате чего топливная смесь «обедняется». Это помогает уменьшить вредные выхлопы, возникающие при ускоренном закрытии заслонки.

За объём поступающего воздуха отвечает датчик его массового расхода. Обороты мотора определяются по показаниям датчика положения коленвала. Отслеживает данные и корректирует работу регулятора контроллер.

Монтируется РХХ на дроссельной заслонке. Лучшим вариантом его фиксации считается винтовое крепление. Присоединение с помощью лака неудобно, так как в случае замены (чистки) датчика придется демонтировать всю заслонку.

Физическое обоснование

Регулятор сделан в виде двигателя с 2-мя обмотками. Когда импульс подаётся на первую обмотку, игла продвигается вперёд, а если на вторую – то игла возвращается назад.

За счёт закона сохранения энергии вращение моторчика преобразуется в движение штока (его движение зависит от подачи сигнала с контроллера). Когда шток максимально выдвинут вперёд, он закрывает поступление воздуха в обход заслонки дросселя.

Открытый клапан создаёт подачу воздуха. Длина перемещения штока измеряется шагами. Открытое до конца положение клапана – это 255 шагов, а выдвинутый до упора клапан оценивается в 0 шагов. Прогретый двигатель соответствует 30-50-ти шагам хода штока.

Фото 2 – Схема РХХ

Чистка и замена датчика холостого хода

Ещё раз напомню, когда понадобится замена (чистка) датчика холостого хода.

а) Если машина глохнет на ходу в процессе движения.

б) При разогреве автомобиля наблюдаются плавающие обороты холостого хода и явно слышно звуковое «троение».

в) У вас не получается запустить мотор на повышенных оборотах.

г) При переключении передач в МККП двигатель отказывается продолжать работать.

Неисправности убираются чисткой РХХ или его заменой.

Чистка
1. Снимаю датчик и визуально оцениваю его состояние на предмет загрязнённости. Он может быть испачкан чёрной копотью или маслом.
2. Беру всем известную смазку WD-40, можно обойтись чистящим средством для карбюратора (например, Hi-Gear), тщательно поливаю ею конусную иглу и пружинку.
3. После очистки сушу запчасть на воздухе и ставлю на место. Заранее замеряю расстояние от корпуса до иглы (правильное значение равно23мм). Такое же расстояние и у нового РХХ.
4. Проверяю датчик в действии. Если тревожные симптомы (см выше) исчезли, значит всё получилось, как надо. В случае отсутствия изменений в работе мотора и датчика, делаю вывод, что порвался внутренний провод или пришли в негодность направляющие иглы. Тогда нужен новый регулятор хода.
Важные аспекты при покупке

1. Приобретая датчик хх, смотрю, чтобы длина от головки штока до фланца не превышала 23 мм. Важен параметр размера выступающей головки.

2. Хорошие результаты в работе показывает РХХ «омега» (2112-114830). Альтернативой является «КЗТА» (2112-114830-04). По метке старого приобретаю аналогичный регулятор. Выпускаются они 4-х видов: 01,02,03 и 04. Разрешается вместо 01 брать 03 и вместо 02 покупать 04, иные варианты работать не будут.

3. Обращаю внимание на внешний вид запчасти, чтобы не попасть на подделку. Стоимость качественного датчика в разных магазинах может варьироваться в пределах 400-600 рублей.

датчик холостого хода

Надеюсь, что объяснил всё доступно, и любой автолюбитель сможет без проблем решить вопрос с чисткой или заменой регулятора холостого хода.

Оставить комментарий